Как распознать scam ICO?

Scam — это обман. Чтобы понять, что scam явление не новое, нужно лишь добавить к нему точку и com — http://scam.com — выдаст сотни результатов по теме. И это неудивительно: людям свойственно ошибаться, а значит всегда найдутся те, кто превратят их ошибки в бизнес. И вот об этом поподробней.

Скам — это мошенничество: опять же, простой запрос «scam+history» преподнесет большой список из разного рода сервисов, которые тем или иным образом решили сыграть на доверии, глупости или неосторожности пользователей. Сферы будут самыми разными: от энергетики до банковского сектора. Что касается сферы ICO, несмотря на молодость, существует она с 2013 года, в ней хватает скамов.

Попробуем сначала классифицировать скамы:

Во-первых, классификация по времени: краткосрочные (таких большинство и о них ниже), долгосрочные — это в первую очередь хайпы. Ярчайший пример — OneCoin, о котором уже все наслышаны, но новые приспешники всё же появляются.

Во-вторых, по сложности:

  • Самые простые. Их можно сравнить со СПАМом: бьют не целенаправленно, а массовым эффектом, в надежде, что статистика отработает и каждый сотый/ тысячный согласится что-то да внести;
  • Средней сложности — здесь уже не нарисованные лица, а боты с историей, не просто описание в стиле «и так сойдёт», а вполне адекватное отображение на бумаге верований адептов блокчейна. Но тщательный анализ команды и продукта дает знать о том, что всё совсем не так хорошо, как хотелось бы;
  • Сложные — в этих случая распознать скам предельно трудно: многие сегодня относят один известный крипто-банк именно к этому разряду. Впрочем, пока ни подтвердить, ни опровергнуть данные сведения не могу.

В-третьих, по субъективной стороне, как говорят юристы:

  • Когда создатели изначально не хотят ничего, кроме сбора средств;
  • Встречаются случаи, когда создатели по тем или иным причинам приходят к скаму уже в результате ICO или работы проекта (пожалуй, один из ярчайших примеров — MtGox, а сегодня таким может стать EOS).

В первом случае мошенники сознательно делают всё, чтобы получить побольше и исчезнуть побыстрее. Во втором возможные потери «вкладчиков» связаны с безволием создателя (режим «всё надоело!»), с ссорой внутри команды (в сети можете найти один из аналогов storj & filecoin на эту тему), с банальной жадностью, которая, как известно, приходит во время еды — получения крипто-активов.

Чтобы оценить любой ICO проект нужно акцентироваться на четырех составляющих (как-то уже писал об этом, но сегодня посмотрим шире):

  • Team — команда;
  • Tech — технология;
  • Theme — концепция;
  • Token — правовой статус реализуемых крипто-активов.
  • Единого рецепта в оценке не существует, поэтому остановимся на принципиальных вещах, рассматривая и детализируя которые, можно создать свою собственную модель критериев:

    Команду всегда нужно проверять на истинность взаимосвязей, то есть искать не просто профиль в facebook, linkedin, но выходить на людей, которые так или иначе где-то реально засвечены. Дело в том, что в онлайн-среде наверняка должны найтись персоны, которые часто сидят в социальных сетях, имеют устойчивые группы общения и вполне открыто обсуждают свою жизнь. Если таковых нет — это очень странно. Конечно, бывают группы, где люди собираются именно потому, что они интроверты, но если из всего сонма знакомых каждого из команды нет ни одного с развёрнутой историей — это должно вызывать подозрения. Теория 6 рукопожатий в этом смысле работает: не обязательно зацикливаться на самой цифре: главное, чтобы участники были связаны с реальным миром:

    • В первую очередь нужно проверять связи с адвизорами — у них репутация стоит денег и поэтому не нужно лениться писать и звонить, дабы подтвердить/опровергнуть информацию о проекте, где они участвуют.
    • Далее юридическое лицо: регистрация, местонахождение (онлайн-карты вам в подарок); если речь идёт о preICO то можно даже проверить почтовый адрес отправкой приветственного письма на бумаге (по крайне мере, дважды я так делал и чутьё меня не подвело). Ассоциации и другие объединения, где должно состоять данное юридическое лицо. Недавно, например, с командой проверял COSS и из 7 запросов получили 7 ответов, подтверждающих, что данное объединение действительно является участником ряда предпринимательских сообществ (см. пример ниже).
    • Есть ещё один момент, который часто приходится использовать в повседневной практике: поиск по номеру телефона или email. Конечно, найти личный адрес кого-то из команды не всегда просто, а телефон может быть создан под специальный проект. Но вероятность нахождения этих данных не так мала. Скажем, до ⅓ проектов так или иначе подобные данные в конце-концов раскрывали. Зачем это нужно? Дело в том, что всё имеет свойство индексироваться. Поэтому старые аккаунты в социальных сетях, на досках объявлений и во множестве других потаённых уголков Кибервселенной часто могут сказать о человеке больше, чем тысячи букв, написанных во славу.
    Новостной крипто канал БитДрон в телеграмме. Уникальные авторские материалы. Все о криптовалютах, рынках, блокчейне, финансах и технологиях. Статьи, новости, аналитика и обзоры. Только интересный бизнес контент. Подписывайтесь @BitDron